Болит голова давит на переносицу и брови
Определить тип заданной кривой и построить ей указав для окружности
Опрос на сайте
Самые рейтинговые новости
Новости по категориям
Лечен гемор народ сред
ЗОЖ / Определить тип заданной кривой и построить ей указав для окружности центр для эллипса и гиперболы фокусы для параболы фоку и директрису
  • Wednesday, 20 August 2014, 05:19 |
  • Опубликовал Zomb6422 |
  • Просмотров: 318 |
  • Комментарии: 15

Мусиенко Е.И. (Перепечатка только с согласия автора. Все права защищены.)
  Глава 2. Линии (окончание).
 
  2.3. Создание окружностей и дуг
      Выберите инструмент "Arc" ("Дуга/Окружность"), для этого нужно нажать мышью соответствующую кнопку в панели инструментов. Обратите внимание на информационное табло, при выборе данного инструмента оно принимает вид (рис. 18)
 
Рис. 18
      Нажав мышью первую кнопку на информационном табло или произведя двойной щелчок мышью на кнопке инструмента "Arc" ("Дуга/Окружность"), Вы откроете диалоговое окно ("Circle/Arc Settings" ("Параметры дуг и окружностей") (рис. 19).
 
Рис. 19
    Здесь Вы можете выбрать тип линии, которой будете рисовать дугу или окружность. Для этого нужно нажать мышью самую большую кнопку диалогового окна "Circle/Arc Settings" ("Параметры дуг и окружностей") и в появившемся меню щелчком мыши указать нужный Вам тип линии.
    Ниже находится окошко и справа от него кнопка для задания пера, которым будет изображаться линия. Окошко и кнопка связаны друг с другом, Вы можете воспользоваться либо окошком, либо кнопкой. В окошке задается номер пера, а кнопка вызывает меню, в котором выбор производится по цвету и толщине пера.
На концах дуги может изображаться какой-либо символ, например, стрелка. В центре диалогового окна (рис. 19) находится четыре рядом расположенные кнопки, одна из которых всегда нажата, позволяющих приказать программе:
  • не изображать на концах дуги ничего;
  • изображать символ в начале дуги;
  • изображать символ в конце дуги;
  • изображать символ в начале и в конце дуги.

        Для выбора нужного варианта необходимо нажать мышью соответствующую кнопку. Отметим, что для окружностей эти кнопки никакого значения не имеют, никаких символов у окружностей нет.
        Выбрать вид символа можно из меню, вызываемого кнопкой, расположенной справа от этих четырех кнопок.
    Ниже находится окошко и кнопка для выбора пера, которым изображаться символ на конце дуги, а еще ниже находится окошко для задания размера символа. Заметим, что, если нарисованную дугу напечатать с масштабом равным экранному масштабу, то размер символа на конце дуги будет тот самый, который Вы задали в диалоговом окне (рис.19). Если же Вы попробуете измерить символ на экране, то увидите, что его размер будет равен произведению числа, заданного в диалоговом окне, на экранный масштаб.
        Длинная кнопка внизу диалогового окна (рис. 19) предназначена для выбора слоя, на котором будет изображаться дуга или окружность. Нажав эту кнопку, Вы откроете меню выбора слоев.
    Выбранный слой отмечен в меню птичкой, щелкнув на имени другого слоя, Вы выберете его.
    Имена заблокированных слоев (рядом с ними нарисован замкнутый замок) написаны в меню серым цветом и их выбрать нельзя.
        После задания всех параметров в диалоговом окне "Line Settings" не забудьте нажать в этом диалоговом окне кнопку ОК, иначе параметры инструмента "Arc" ("Дуга/Окружность") останутся такими, какими они были до вызова диалогового окна.
        Так же, как и при создании ломаных, если Вы выберете невидимый слой (рядом с ним нарисован закрытый глаз), то в момент, когда Вы начнете рисовать дугу или окружность, появится табличка (рис. 14)
       Обратите внимание, что в правом верхнем углу диалогового окна "Circle/Arc Settings" ("Параметры дуг и окружностей") написано "Default" ("По умолчанию"), это означает, что задаваемые параметры будут использоваться для вновь создаваемых дуг и окружностей.
        Рассмотрим теперь назначение кнопок информационного табло (рис. 18)

  • Первая кнопка "Tool Settings Dialog" ("Диалог установки параметров инструмента") вызывает диалоговое окно "Circle/Arc Settings" ("Параметры дуг и окружностей").
  • Вторая кнопка "Construction Methods" ("Способ построения") вызывает меню, позволяющее сделать выбор необходимости символа на конце дуги, дублирующее выбор в диалоговом окне " Circle/Arc Settings" ("Параметры дуг и окружностей").
  • Третья кнопка "Geometry Methods" ("Геометрические варианты") вызывает меню, в котором Вы можете выбрать один из семи вариантов работы с инструментом "Дуга/окружность" (рис. 20):
Рис. 20
 
  • Четвертая кнопка "Line Type" ("Тип линии") дублирует соответствующую кнопку диалогового окна "Circle/Arc Settings" ("Параметры дуг и окружностей").
  • Пятая кнопка "Layer Icon" ("Пиктограмма слоя") предназначена для управления слоями проекта и мы пока не будем ее рассматривать.
  • Шестая кнопка "Layers" ("Слои") дублирует соответствующую кнопку диалогового окна "Circle/Arc Settings" ("Параметры дуг и окружностей").
    Рассмотрим варианты создания дуг и окружностей по порядку их расположения в меню (рис.20):

    1. По центру и двум точкам.
    Для построения дуги сначала нужно указать точку центра окружности, на которой находится эта дуга. После этого необходимо указать еще две точки, которые зададут два луча, рассекающей окружность на 2 дуги. Какая из дуг будет нарисована зависит от того, как расположен курсор перед указанием третьей точки. После задания второй точки, которая определит радиус окружности, Вы должны, перемещая курсор, следить за изображением "резиновой" дуги и постараться поместить его поближе к точке, которая будет задана третьей, чтобы "резиновая" дуга располагалась так, как Вам нужно. После этого укажите третью точку, "резиновая" дуга зафиксируется. Указание точек можно производить как с помощью мыши, так и с клавиатуры.
        Для построения окружности необходимо указать точку центра, а затем дважды указать одну и ту же точку. Можно после указания точки центра задать полярный радиус r, и дважды нажать клавишу <Enter> (Кнопка "Дельта" рядом с полярными координатами в это время должна быть нажата.) Первое и второе нажатие <Enter> дважды зададут одну точку на окружности на расстоянии от центра равном r, поэтому окружность будет нарисована целиком, а не рассечена на части .
    2. По трем точкам. В этом случае Вы должны указать четыре точки. Первые три точки определяют проходящую через них окружность, причем первая точка является началом строящейся дуги, четвертая точка задает конец дуги. Поскольку две точки на окружности соединяются двумя дугами, то программе предстоит сделать выбор: какую из дуг нарисовать. Для того, чтобы была нарисована нужная Вам дуга, после указания трех точек перемещайте курсор по или против часовой стрелки вокруг центра окружности, пока не увидите, что отображаемая во время движения курсора "резиновая" дуга близка к требуемой, после этого указывайте четвертую точку. Все точки можно указывать как с помощью мыши, так и с помощью клавиатуры.
    3. По точкам касания. Этот вариант предназначен для создания окружности, по имеющемся одной, двум или тремя касательным. Вы должны указать три точки, все они или некоторые из них могут указываться на существующих отрезках. Если точка указывается на отрезке, то прямую, на которой находится этот отрезок, программа интерпретирует как касательную к создаваемой окружности. Если указываемая точка не лежит на существующем отрезке, то окружность будет проходить через эту точку. После указания трех точек может возникнуть ситуация неопределенности, тогда курсор принимает форму "глаза" и Вы должны, перемещая его по экрану, наглядно выбрать нужный вариант и щелкнуть кнопкой мыши.
    .
    4. Полидуга. Сначала нужно указать две точки, которые зададут точку начала первой дуги и направление касательной к дуге в этой точке. После этого указание каждой следующей точки определяет еще одну дугу, задавая ее конец. Точка начала и касательная в ней к каждой следующей дуге совпадает с точкой конца и касательной в ней к предыдущей дуге. Полидуга будет продолжать строится до тех пор, пока Вы:
  • дважды не укажите одну и ту же точку;
  • не выберете другой инструмент ;
  • не нажмете мышью кнопку "Cancel " ("Отменить") в панели управления.
       Отметим, что полидуга может представлять собою единый объект или состоять из отдельных дуг. Это зависит от того, включено автогруппирование или нет. Автогруппирование включается и выключается с помощью кнопки "Autogroup" ("Автогруппирование"), находящейся в падающем меню "Tools" ("Монтаж"). Включение и отключение этой кнопки осуществляется щелчком на ней левой кнопкой мыши.
    5. Эллипс по диагонали. В этом случае для создания эллипса необходимо указать две точки, они зададут прямоугольник со сторонами параллельными осям координат, для которого эти точки будут являться диагонально расположенными вершинами. Эллипс будет вписан в этот прямоугольник, сам прямоугольник показан на будет.
    6. Эллипс по полудиагоиали. Данный вариант отличается от предыдущего тем, что указанные точки будут: первая - точкой пересечения диагоналей определяющего эллипс прямоугольника (центром эллипса), а вторая - одной из его вершин.
    7. Эллипс по осями. В этом случае не обязательно рисовать весь эллипс целиком, а можно нарисовать часть эллипса. Указание первых трех точек задает эллипс: первая точка - центр эллипса, вторая - конец одной из полуосей, третья точка - точка на эллипсе. После этого Вы должны указать еще две точки, через которые проходят лучи из центра эллипса, отсекающую дугу эллипса. Какая из дуг эллипса между этими лучами будет изображена, можно задать, перемещая курсор перед указанием последней из этих точек.
       Заметим, что вариант построения дуги или окружности можно изменить, нажав другую кнопку в меню (рис. 20), уже в процессе указания точек.
  2.4. Редактирование дуг
      Редактирование дуг и окружностей, так же, как и отрезков, условно делится на две группы: редактирование параметров и редактирование положения на чертеже. В обоих случаях Вы должны сначала указать программе какие дуги будете редактировать, а затем приступить к редактированию.

    Выбор дуг осуществляется так же, как и отрезков, с помощью инструмента "Arrow" ("Указатель"), с помощью "Shift- щелчка", с помощью пункта "Select All Circles/Arcs" ("Выбрать все дуги и окружности") падающего меню "Edit" ("Редактор"). Заметим, что при выборе последним из упомянутых способов необходимо, чтобы в панели инструментов была нажата кнопка инструмента "Arc" ("Дуга/Окружность"). Характерными точками дуги являются ее концы и центр окружности, на которой она лежит, характерными точками окружности являются: точка центра и четыре точки, лежащие на окружности на одной горизонтали или вертикали с центром. Выбор окружности (дуги) с помощью инструмента "Указатель" произойдет, если в прямоугольник выбора попадет часть окружности (дуги) или ее центр. Точка центра может использоваться и при выборе с помощью "Shift- щелчка".
    Не забудьте, что если лампочка "CAPS LOCK" на клавиатуре не горит, то дуги и окружности будут добавляться в набор или исключаться из набора (если они уже были выбранными). Если лампочка "CAPS LOCK" горит, то при каждом щелчке Вы выбираете новую дугу или окружность, старая перестает быть выбранной.
Выбрав группу дуг и окружностей, можно производить их редактирование. Рассмотрим сначала изменение их параметров. Нажмите первую кнопку "Tool Settings Dialog" ("Диалог установки параметров инструмента") в информационном табло (рис. 18) для вызова диалогового окна "Circle/Arc Settings" (рис. 19). В диалоговом окне будут отображены значения параметров дуги или окружности, попавшей в набор последней. Вы можете изменить какое-либо значение параметра, а затем нажать кнопку "ОК", все дуги и окружности в наборе изменят значение этого параметра.
    Если Вы хотите, чтобы все выбранные дуги и окружности имели такое же значение параметра, какое уже изображено в диалоговом окне, вновь задайте в диалоговом окне то же самое значение, что и было, а затем нажмите кнопку "ОК". Если этого не сделать, то значение соответствующего параметра не изменится ни у одной из выбранных дуг и окружностей..
    Обратите внимание, что в правом верхнем углу диалогового окна "Circle/Arc Settings" ("Параметры дуг и окружностей") написано "Selected: ... Editable: ..." ("Выбрано: .. Редактируемых: ..."), это означает, что задаваемые параметры будут использоваться только для редактируемых дуг и окружностей (некоторые из выбранных элементов могут находиться на заблокированном слое).
    Для того , чтобы удалить выбранные дуги и окружности нужно нажать на клавиатуре клавишу <Del>, <Back Space> или <Delete>. Для отмены только что сделанного удаления можно воспользоваться пунктом "Undo ..." ("Отменить ....") падающего меню "Edit" ("Редактор").
    Для того , чтобы изменить положение выбранных дуг и окружностей на чертеже нужно воспользоваться командами падающего меню :"Edit" ("Редактор"), щелкнув мышью на соответствующем пункте меню. Опишем эти команды:
"Drag" ("Переместить"). После выбора данной команды Вы должны указать две точки. Выбранные дуги и окружности переместятся так, чтобы первая из указанных точек переместилась на место второй. Указывать можно любые точки, используя для этого щелчок мышью или задание координат точек с клавиатуры.
Эту команду можно осуществлять с помощью инструмента "Указатель" и без использования падающего меню. Для этого нужно щелкнуть мышью в центре одной из выбранных окружностей (она отмечена жирной черной точкой, а курсор в ней принимает форму "птички"). После этого укажите любую точку, выбранные линии переместятся так, что указанный центр окружности переместится в эту точку.
"Rotate" ("Повернуть"). Эта команда позволяет повернуть выбранные окружности или дуги на угол, задаваемый с помощью мыши наглядно или точно вводимый с клавиатуры. Вы должны указать три точки: центр вращения; точку , через которую проходит луч из центра вращения, используемый для отсчета угла поворота как исходный; точку через которую проходит луч из центра вращения, используемый для отсчета угла поворота как конечный. После задания трех точек выбранные окружности или дуги повернутся вокруг заданного первой точкой центра вращения так, чтобы исходный луч повернулся на место конечного.
    Для того, чтобы точно задать угол поворота, укажите центр вращения, затем задайте полярный угол a равный нулю, нажмите <Enter>, а затем задайте a равным тому углу, на который Вы хотите повернуть отрезки, и нажмите <Enter>. Не забудьте, чтобы при этом была нажата кнопка "Дельта" на координатном табло рядом с полярными координатами, иначе - лучи, используемые для задания поворота будут проведены не из центра вращения, а из текущего начала координат и в результате вращения Вы увидите не то, что ожидали получить.
"Mirror" ("Зеркальное отражение"). Указав две точки, Вы определяете линию, используемую в качестве "зеркала", выбранные окружности и дуги отразятся относительно этой линии.
"Drag a Copy" ("Переместить копию"). Эта команда отличается от команды "Переместить" только тем, что выбранные окружности и дуги остаются на месте, а перемещается их копия.
"Rotate a Copy " ("Повернуть копию "). Эта команда отличается от команды "Повернуть" только тем, что выбранные окружности и дуги остаются на месте, а поворачивается их копия.
"Mirror a Copy " ("Зеркальное отражение копии "). Эта команда отличается от команды "Зеркальное отражение" только тем, что выбранные окружности и дуги остаются на месте, а отражается их копия.
"Multiply " ("Тиражирование"). После выбора этой команды появляется диалоговое окно "Multiply "(рис. 16), в котором Вы должны задать количество копий и выбрать вариант тиражирования. Мы подробно описывали это диалоговое окно, когда рассматривали команду "Тиражирование" для отрезков. После закрытия этого диалогового окна для выполнения команды необходимо указать две точки.
"Stretch " ("Изменить размеры "). Эта команда позволяет изменить радиус окружности или центральный угол дуги, с ее помощью можно превратить окружность в дугу, а дугу в окружность.
Если после выбора данной команды щелкнуть мышью в точке, лежащей на одной из выбранных дуг или окружностей (курсор в это время должен иметь вид значка "мерседес"), а затем указать произвольную точку, радиус окружности изменится так, чтобы она проходила через эту точку. Если в точке, в которой мы щелкали, пересекались несколько дуг или окружностей, то они все изменят радиус..
    Можно изменить радиус окружности с помощью инструмента "Указатель" и без использования падающего меню. Для этого, выбрав инструмент "Указатель", нужно щелкнуть мышью в одной из точек на окружности (курсор должен иметь вид значка "мерседес"). После этого укажите любую точку, окружность изменит радиус, чтобы проходить через эту точку.
    Если после выбора команды "Stretch " ("Изменить размеры ") щелкнуть мышью в конце одной из выбранных дуг (курсор в это время должен иметь форму "птички"), а затем указать произвольную точку, то конец дуги станет находиться на луче, проходящем через эту точку и центр окружности, на которой лежит эта дуга. Если указанная точка совпадает с другим концом дуги, то дуга превратится в окружность.
    Если после выбора данной команды щелкнуть мышью в одной из характерных точек окружности (курсор в это время должен иметь форму "птички") и перемещать курсор, окружность разомкнется и получится дуга. Укажите произвольную точку, эта точка определит центральный угол дуги (конец дуги будет находиться на луче, проходящем через эту точку из центра окружности, на которой лежит эта дуга).
    С помощью инструмента "Указатель" можно изменить центральный угол дуги и превратить окружность в дугу и без использования падающего меню. Для этого выберите инструмент "Указатель", щелкните мышью в одной из характерных точек окружности, а затем укажите любую точку, она определит положение конца дуги, получившейся из окружности.
"Resize" ("Изменить пропорции"). Эта команда осуществляет одинаковое по обоим координатным осям масштабирование выбранных окружностей и дуг. Коэффициент масштабирования задается численно или определяется в диалоговом окне "Resize" (рис. 17). Мы подробно описывали это диалоговое окно и работу с ним, когда рассматривали команду "Изменить пропорции" для отрезков. Для дуг и окружностей нужно делать то же самое.
"Split " ("Разделить"). Эта команда позволяет разрезать выбранные дуги и окружности на части. Для этого нужно указать режущий отрезок или дугу, задавая его указанием двух точек или щелчком мыши на любом из существующих элементов. После указания режущей линии курсор принимает вид "глаза" и Вам необходимо указать какая часть из разрезанных линий должна остаться выбранной. Указание осуществляется щелчком мыши слева или справа (сверху или снизу) от линии разреза. Если режущий отрезок не пересекает выбранную дугу или окружность, то она останется нетронутой.
"Adjust" ("Базировать"). Команда "Базировать" изменяет центральный угол выбранных дуг, удлиняя или укорачивая их так, чтобы один из концов оказался на "базирующем" отрезке, который Вы зададите после выбора команды. Этот отрезок задается указанием двух точек или щелчком мыши на любом существующем отрезке. Если окружность, на которой находится выбранная дуга, не пересекает "базирующий" отрезок, то данная дуга не изменится.
Результат этой команды, применяемой для дуг, достаточно сложно предсказать, поэтому автор рекомендует использовать вместо нее команду "Изменить размеры" отдельно для каждой из выбранных дуг. Для окружностей данная команда не применяется.

"Click to Trim" ("Отсечь щелчком").
Эта команда отличается от других тем, что не требует выбора элементов перед ее заданием. После выбора данной команды нужно указать щелчком мыши какую-либо дугу или окружность (курсор должен иметь форму значка "мерседес"). Если дуга или окружность, на которой Вы щелкнули, не пересекается ни с какой другой дугой или окружностью, то ничего не происходит. В противном случае будет отсечен и исчезнет кусок дуги между ближайшими к точке указания пересекающими линиями (или от конца дуги до пересекающей линии) .
    Заметим, что эту команду можно не вызывать из падающего меню, а выполнять с помощью "Ctrl- щелчка". Для этого, нажав и не отпуская клавишу <Ctrl>, щелкайте мышью на тех участках дуг и окружностей, которые Вы хотите удалить.

  2.5. Создание сплайнов.
      В Архикаде имеются два вида сплайна: простая сплайн-кривая и кривая "Безье".
Простая сплайн-кривая - плавная линия, проходящая через заданные точки, ее вид напоминает гибкую металлическую ленту, огибающую забитые в доску гвозди. Кривая "Безье" представляет собой линию, проходящую через заданные точки, кривизной и касательной которой в этих точках можно управлять с помощью специальных "ручек".
Выберите инструмент "Spline" ("Сплайн"), для этого нужно нажать мышью соответствующую кнопку в панели инструментов. Обратите внимание на информационное табло, при выборе данного инструмента оно принимает вид (рис. 21)
 
Рис. 21
      Нажав мышью первую кнопку на информационном табло или произведя двойной щелчок мышью на кнопке инструмента "Spline" ("Сплайн"), Вы откроете диалоговое окно "Spline Settings" ("Параметры сплайн-кривых") (рис. 22)
 
Рис. 22
      Так же, как это мы описывали ранее для диалоговых окон "Line Settings" ("Параметры прямых и ломаных") (рис. 13) и "Circle/Arc Settings" ("Параметры дуг и окружностей") ( (рис. 19), в этом диалоговом окне Вы можете:
  • Выбрать тип линии, которой будете рисовать сплайн, нажав мышью самую большую кнопку диалогового окна и в появившемся меню щелчком мыши указав нужный Вам тип линии.
  • Задать перо, которым будет изображаться линия, воспользовавшись либо окошком, либо кнопкой, расположенными ниже кнопки выбора типа линии. В окошке задается номер пера, а кнопка вызывает меню, в котором выбор производится по цвету и толщине пера.
  • Особенностью диалогового окна "Spline Settings" ("Параметры сплайн-кривых") являются две пары кнопок, расположенные ниже кнопки выбора пера. Первая пара кнопок используется для выбора типа сплайна: простая сплайн-кривая или сплайн "Безье", а вторая определяет будет ли создаваемый сплайн замкнут или нет.
  • На концах разомкнутого сплайна может изображаться какой-либо символ, например, стрелка. В центре диалогового окна (рис. 22) находится четыре рядом расположенные кнопки, одна из которых всегда нажата, для выбора варианта изображения конечного символа: не изображать на концах дуги ничего; изображать символ в начале дуги; изображать символ в конце дуги; изображать символ в начале и в конце дуги.. Отметим, что для замкнутых сплайнов эти кнопки никакого значения не имеют, никаких символов у них нет.
  • Выбрать вид символа можно из меню, вызываемого кнопкой, расположенной справа от этих четырех кнопок.
  • Ниже находится окошко и кнопка для выбора пера, которым изображаться символ на конце сплайна, а еще ниже находится окошко для задания размера символа..
  • Длинная кнопка внизу диалогового окна (рис. 22) предназначена для выбора слоя, на котором будет изображаться сплайн. Нажав эту кнопку, Вы откроете меню выбора слоев. Выбранный слой отмечен в меню птичкой, щелкнув на имени другого слоя, Вы выберете его. Имена заблокированных слоев (рядом с ними нарисован замкнутый замок) написаны в меню серым цветом и их выбрать нельзя.
    После задания всех параметров в диалоговом окне "Spline Settings" ("Параметры сплайн-кривых") не забудьте нажать в этом диалоговом окне кнопку ОК, иначе параметры инструмента "Spline" ("Сплайн") останутся такими, какими они были до вызова диалогового окна.
        Если Вы выберете невидимый слой, то в момент, когда Вы начнете рисовать сплайн, так же, как и при создании ломаных, появится табличка (рис. 14) .
        Рассмотрим теперь назначение кнопок информационного табло (рис. 21)
  • Первая кнопка "Tool Settings Dialog" ("Диалог установки параметров инструмента") вызывает диалоговое окно "Spline Settings" ("Параметры сплайн-кривых").
  • Вторая кнопка "Construction Methods" ("Способ построения") вызывает меню, позволяющее сделать выбор необходимости символа на конце сплайна, дублирующее выбор в диалоговом окне "Spline Settings" ("Параметры сплайн-кривых")."
  • Третья кнопка "Geometry Methods" ("Геометрические варианты") вызывает меню, в котором Вы можете выбрать тип сплайна, который Вы будете создавать (рис. 23): простая сплайн-кривая или кривая "Безье".
 
Рис. 23
 
  • Четвертая кнопка "Line Type" ("Тип линии") дублирует соответствующую кнопку диалогового окна "Spline Settings" ("Параметры сплайн-кривых").
  • Пятая кнопка "Layer Icon" ("Пиктограмма слоя") предназначена для управления слоями проекта.
  • Шестая кнопка "Layers" ("Слои") дублирует соответствующую кнопку диалогового окна "Spline Settings" ("Параметры сплайн-кривых").
        Для создания сплайна необходимо указать не менее трех точек, через которые будет проходить сплайн. Будем называть эти точки характерными точками сплайна. Завершение создания сплайна осуществляется одним из следующих способов:
  • последняя из указанных точек указывается еще раз;
  • вновь указывается первая точка;
  • нажимается кнопка "ОК" в панели управления.

        В случае завершения создания сплайна вторым или третьим из выше перечисленных вариантов вне зависимости от того, что было задано в диалоговом окне "Spline Settings" ("Параметры сплайн-кривых"), будет построен замкнутый сплайн.
        Заметим, что простая сплайн-кривая имеет вид гладкой кривой и при создании все ее части изменяются с указанием каждой следующей точки, а кривая "Безье" первоначально имеет вид ломаной. С помощью перемещения "ручек" кривая "Безье" тоже можно сделать гладкой.
    Попробуйте сами нарисовать какие-нибудь сплайны. Мы же будем рассматривать примеры их создания в конце главы.

  2.6. Редактирование сплайнов
      Можно изменять число характерных точек сплайна, перемещать эти точки, а в случае кривой "Безье" еще и изменять касательную и кривизну в этих точках.

Для того, чтобы добавить новую характерную точку нужно:
1) Выбрать сплайн;
2) Обратить внимание, чтобы был активизирован инструмент "Сплайн" (В панели инструментов должна быть нажата соответствующая кнопка).
3) Указать щелчком мыши любую точку на выбранном сплайне (курсор в это время должен иметь вид значка "мерседес").
Для того, чтобы переместить характерную точку нужно:
1) Выбрать сплайн;
2) Обратить внимание, чтобы был активизирован инструмент "Сплайн".
3) Указать щелчком мыши любую характерную точку на выбранном сплайне (курсор в это время должен иметь форму "птички"), а затем указать новое положение этой точки.
Для того, чтобы удалить характерную точку нужно:
1) Выбрать сплайн;
2) Обратить внимание, чтобы был активизирован инструмент "Сплайн".
3) Указать щелчком мыши любую характерную точку на выбранном сплайне (курсор в это время должен иметь форму "птички"), а затем переместить указанную точку в другую характерную точку, эти точки сольются в одну.
Для того, чтобы изменить кривизну и касательную кривой "Безье" в характерной точке нужно:
1) Выбрать сплайн;
2) Обратить внимание, чтобы был активизирован инструмент "Сплайн". Соответствующая кнопка в панели инструментов должна быть нажата.
3) Дальнейшие действия различаются в случаях редактировалась уже кривая "Безье" после создания в этой точке или нет.
    Если кривая "Безье" еще не редактировалась и имеет в этой точке вид угла, то нужно нажать левую кнопку мыши, поместив курсор в характерную точку на выбранном сплайне (курсор в это время должен иметь форму "птички"), и не отпуская кнопки мыши, перемещать курсор. В характерной точке появятся отрезки с точками на концах (один или два), называемые "ручками". Перемещая курсор Вы наглядно добиваетесь необходимой касательной и кривизны, а затем щелком левой кнопки мыши фиксируете положение сплайна.
    Если кривая "Безье" уже редактировалась и имеет в характерной точке ручки, то нужно нажать левую кнопку мыши, поместив курсор в имеющуюся на конце "ручки" точку (курсор в это время должен иметь форму "птички"), и не отпуская кнопки мыши, перемещать курсор, наглядно добиваясь необходимой касательной и кривизны, а затем щелком левой кнопки мыши фиксируете положение сплайна.
    Заметим, что одна из "ручек" управляет кривизной сплайна с одной стороны от характерной точки, а другая - с другой.
    Выбор сплайнов осуществляется так же, как и отрезков с помощью инструмента "Arrow" ("Указатель"), с помощью "Shift- щелчка", с помощью пункта "Select All Splines" . Заметим, что при выборе последним из упомянутых способов необходимо, чтобы в панели инструментов была нажата кнопка инструмента "Spline" ("Сплайн"). Выбор сплайна с помощью инструмента "Указатель" произойдет, если в прямоугольник выбора хотя бы одна из ее характерных точек.
    Выбрав группу сплайнов, можно производить их редактирование их параметров и положения на чертеже.
    Рассмотрим сначала изменение их параметров. Нажмите первую кнопку "Tool Settings Dialog" ("Диалог установки параметров инструмента") в информационном табло (рис. 21) для вызова диалогового окна "Spline Settings" (рис. 22). В диалоговом окне будут отображены значения параметров сплайна, попавшего в набор последним. Вы можете изменить какое-либо значение параметра, а затем нажать кнопку "ОК", все сплайны в наборе изменят значение этого параметра.
    Например, нажатие соответствующей кнопки может превратить все выбранные сплайны в кривые "Безье" или в простые сплайн-кривые, С помощью другой кнопки можно добиться, чтобы все выбранные сплайны стали замкнутыми или разомкнутыми.
Для того , чтобы удалить выбранные сплайны нужно нажать на клавиатуре клавишу <Del> , <Back Space> или <Delete>. Для отмены только что сделанного удаления можно воспользоваться пунктом "Undo ..." ("Отменить ....") падающего меню "Edit" ("Редактор").
    Для того , чтобы изменить положение выбранных сплайнов на чертеже можно воспользоваться следующими командами падающего меню :"Edit" ("Редактор"): "Drag" ("Переместить"), "Rotate" ("Повернуть"), "Mirror" ("Зеркальное отражение"),"Drag a Copy" ("Переместить копию"), "Rotate a Copy " ("Повернуть копию "), "Mirror a Copy " ("Зеркальное отражение копии "), "Multiply " ("Тиражирование"), "Resize" ("Изменить пропорции"), "Split " ("Разделить"), "Click to Trim" ("Отсечь щелчком").
    Заметим, что команду "Drag" ("Переместить"), можно не вызывать из падающего меню, а выполнять с помощью инструмента "Указатель". Для этого, активизировав этот инструмент, укажите щелком левой кнопки мыши одну из характерных точек выбранного сплайна, а затем, переместив курсор, укажите новое место для этой точки.
Команды "Stretch " ("Изменить размеры "), "Adjust" ("Базировать"), со сплайнами не работают.

  2.7. Примеры создания линий.
  Создадим линии, нарисованные на рисунке 24
 
Рис. 24
  A) Нажмите в панели инструментов кнопку, соответствующую инструменту "Прямая/ломаная", а в информационном табло выберите вариант построения "Прямоугольник" (см. рис. 15). Обратите внимание, чтобы клавиатура работала в латинском режиме, а кнопка "Дельта" в координатном табло рядом с прямоугольными координатами была нажата. Если это не так, нажмите кнопку "Дельта" с помощью щелчка левой кнопкой мыши.
    Теперь приступайте к заданию точек.
    Первую точку укажите щелчком левой кнопкой мыши в любом месте экрана. (Желательно указывать точку слева внизу чертежа, чтобы весь прямоугольник поместился на экране, но если он не поместится, то Вы можете увеличить видимую на экране часть с помощью "лупы -", как это сделать было описано в главе 1.)
Вторую точку задайте с клавиатуры. Нажмите на клавиатуре клавишу <X>, после этого в окошке рядом с "x" в координатном табло появится мигающий курсор, введите с клавиатуры 2500, затем нажмите <Y> и введите 2000. Если Вы все сделали правильно, в окошке "x" будет число 2500, а в окошке "y" - число 2000. Нажмите на клавиатуре клавишу <Enter>, вторая точка будет задана и нужный нам прямоугольник изобразится на чертеже.
Б) Обратите внимание, чтобы клавиатура работала в латинском режиме, а кнопка "Дельта" в координатном табло рядом с полярными координатами была нажата. Нажмите в панели кнопку, соответствующую инструмент "Прямая/ломаная", а в информационном табло выберите вариант построения "Ломаная".
    Теперь указывайте точки:
1) Укажите щелчком мыши произвольную точку.
2) Нажмите на клавиатуре клавишу <R>, а затем введите число 2000.
3) Нажмите на клавиатуре клавишу <A>, а затем введите число 20.
4) Нажмите на клавиатуре клавишу <Enter>, тем самым Вы зададите вторую точку на основании. Основание треугольника будет нарисовано.
5) Нажмите клавишу <R>, введите 2000 .
6) Нажмите клавишу <A> и введите число 140 (180-60+20=140).
7) Нажмите на клавиатуре клавишу <Enter>, тем самым Вы зададите вторую сторону треугольника.
8) Укажите щелчком мыши точку, с которой начиналось построение треугольника.
9) Нажмите кнопку "Отменить" в панели управления для того, чтобы программа не ожидала больше ввода новых точек.
В) Сначала нарисуйте прямоугольник с основанием 2500 и высотой 2000 параллельный осям координат так же, как мы это делали в примере А. После этого выполняйте следующие действия:
1) перенесите начало координат в центр верхней стороны, для этого нажмите первую кнопку в панели координат (рис. 5), а затем щелкните левой кнопкой мыши в центре верхней стороны (курсор в это время должен иметь форму "птички").
2) Теперь нарисуем левую боковую сторону трапеции. Для этого выберите способ построения "отрезок" и задайте: <X>, -600; <Y>; 0: <Enter>, этим Вы укажите верхний конец левой боковой стороны трапеции.
3) Нижний конец этой стороны следует указать щелчком мыши в левом нижнем углу прямоугольника.
4) Выберите только что нарисованный отрезок и сделайте его зеркальную копию с помощью команды "Mirror a Copy" ("Зеркальное отражение копии"), указав в качестве "зеркала" отрезок, соединяющий середины верхней и нижней сторон. Указание точек производится с помощью мыши.
5) Выберите вертикальные стороны прямоугольника и удалите их, нажав клавишу <Delete>.
6) С помощью "Ctrl- щелчков" отсеките торчащие за пределами трапеции куски отрезка.
7) Трапеция нарисована, осталось ее повернуть на 150. Выберите все стороны трапеции, задайте команду "Rotate" ("Повернуть"), укажите мышью левый нижний угол трапеции в качестве центра вращения. Для задания угла поворота нажмите на клавиатуре: <A>, 0, <Enter>, <A>, 15, <Enter>.
Г) Нарисуйте сначала стойки лестницы, затем первую ступеньку и размножьте с помощью команды "Multiply" ("Тиражировать"). Ступеньки имеют разную длину, поэтому будет нужно применить команду "Adjust" ("Базировать"), чтобы подогнать ступеньки к стойкам. Обратите внимание, чтобы клавиатура работала в латинском режиме, а кнопка "Дельта" в координатном табло рядом с прямоугольными координатами была нажата.
1) Задайте первую точку отрезка в любом месте чертежа. Введите относительные координаты второй точки: <X>, 100, <Y>, 2200,<Enter>.
2) Скопируйте нарисованный отрезок. Выберите его, затем задайте команду "Drag a Copy" ("Переместить копию"), укажите один из концов отрезка и введите с клавиатуры: <X>, 80, <Y>, 0, <Enter>.
3) Соедините сверху и снизу нарисованные отрезки, при рисовании соединяющих отрезков указывайте точки мышью (курсор должен в это время иметь форму "птички").
4) Перенесите начало координат в левую нижнюю точку стойки.
5) Выберите все 4 отрезка, из которых состоит стойка. Выберите команду "Mirror a Copy" ("Зеркальное отражение копии"). Линию "зеркала" задайте с клавиатуры, указав точки ее конца: <X>, 500, <Y>, 0, <Enter>. <X>,0, <Y>, 100, <Enter>.
6) Нарисуйте нижнюю линию первой ступеньки: <X>, 80, <Y>, 230, <Enter>. <X>, 840, <Y>, 0, <Enter>.
7) Скопируйте только что нарисованный отрезок. Выберите его, затем задайте команду "Drag a Copy" ("Переместить копию"), укажите один из концов отрезка и введите с клавиатуры: <X>, 0, <Y>, 60, <Enter>.
8) Теперь нужно размножить ступеньки. Выберите обе линии первой ступеньки лестницы, задайте команду "Multiply" ("Тиражировать"). В появившемся диалоговом окне задайте число копий равным 5, тиражирование должно осуществляться со смещением ("Drag") и с приращением ("Increment"). После закрытия диалогового окна укажите точку внизу лестницы и задайте перемещение, введя с клавиатуры: <X>, 0, <Y>, 320, <Enter>.
9) Теперь выберите все горизонтальные линии, изображающие ступеньки, и, задав команду "Adjust" ("Базировать"), щелкните мышью на внутренней для лестницы линий одной из стоек (курсор в это время должен иметь вид значка "мерседес"). Повторите команду "Adjust" ("Базировать"), щелкните мышью на внутренней для лестницы линий другой стойки. Ступеньки должны изменить длину так, чтобы их концы находились на стойках.
 
Рис. 25
     Нарисуем линии, изображенные на рисунке 25.
A) Для этого нажмите в панели инструментов кнопку, соответствующую инструменту "Дуга/окружность", а в информационном табло выберите вариант построения "По центру и двум точкам" (см. рис. 20). Обратите внимание, чтобы клавиатура работала в латинском режиме, а кнопка "Дельта" в координатном табло рядом с полярными координатами была нажата. Если это не так, нажмите кнопку "Дельта" с помощью щелчка левой кнопкой мыши.
1) Укажите любую точку, эта точка будет центром изображаемой окружности.
2) Задайте с клавиатуры: <R>, 500, <Enter>, .<Enter>. Второе нажатие клавиши <Enter> необходимо для того, чтобы второй раз указать ту же точку. После этого на экране должна появится внутренняя окружность кольца..
3) Укажите точку центра уже нарисованной окружности (курсор в это время должен иметь форму "птички").
4) Задайте с клавиатуры: <R>, 1000, <Enter>, <Enter>. После этого на экране должна появится внешняя окружность кольца.
Б) Сначала нарисуйте горизонтальные отрезки, а затем соедините их полуокружностью.
1) Укажите первую точку в любом месте чертежа, а вторую задайте с клавиатуры: : <X>, 500; <Y>; 0: <Enter>. Будет построен отрезок длиной 500,
2) С помощью команды "Drag a Copy" ("Переместить копию") создайте второй отрезок фигуры, указав любой конец отрезка и задав его смещение: <X>, 1700; <Y>; 0: <Enter>.
3) Перенесите начало координат в правый конец первого отрезка, для этого нажмите первую кнопку в панели координат (рис. 5), а затем щелкните левой кнопкой мыши в нужном конце (курсор в это время должен иметь форму "птички").
4) Теперь нарисуем соединяющую отрезки дугу. Для этого выберите инструмент "Дуга/окружность" , способ построения "по центру и радиусу" и задайте: <X>, 600; <Y>; 0: <Enter>, этим Вы укажите центр окружности
5) Укажите щелчком мыши правый конец первого отрезка, а затем переместите курсор, двигая его выше отрезков, в левый конец второго и щелкните мышью.
В) Сначала нарисуйте равносторонний треугольник, а впишем в него окружность.
1) Постройте треугольник так, как мы описывали это в примере Б рисунка 24.
2) Для того, чтобы вписать окружность выберите инструмент "Дуга/окружность" , способ построения "касательная", а затем щелкните последовательно на всех сторонах треугольника (курсор при этом должен иметь вид значка "мерседес").
Г) Для изображения флага нарисуйте два вертикальных отрезка, а затем выберите инструмент "Spline" ("Сплайн") и нарисуйте две простых сплайн кривых, указывая точки, через которые должен проходить сплайн, заканчивая построение сплайна повторным щелчком мыши в только что указанной точке.
Д) Сначала нарисуйте прямоугольную часть окна, а затем пририсуйте круглую.
1) Нарисуйте прямоугольник размером 1100 на 1500 мм.
2) Перенесите начало координат в левую нижнюю вершину прямоугольника.
3) Нарисуйте внутренний прямоугольник размером 940 на 1340 мм. Позаботьтесь, чтобы кнопка "Дельта" рядом с прямоугольными координатами на координатном табло не была нажата. Задайте диагонально расположенные вершины нового прямоугольника, вводя с клавиатуры: <X>, 80; <Y>; 80: <Enter>; <X>, 1020; <Y>; 1420: <Enter>.
4) Нарисуйте оконные перемычки, задавая координаты точек, которые Вы можете определить из чертежа,
5) С помощью "Ctrl щелчка" отсеките ненужные куски отрезков.
6) Выберите инструмент "Дуга/окружность" , способ построения "по центру и двум точкам", а затем щелкните в середине верхней стороны прямоугольника. Укажите мышью левый конец этой стороны а затем переместите ее над прямоугольником в правый конец и укажите его. Так Вы создадите дугу большего радиуса.
7) Скопируйте построенную дугу с помощью команды "Drag a Copy" ("Переместить копию"), причем два раза укажите одну и туже точку. Новая дуга будет полностью совпадать со старой.
8) Теперь выберите одну из накладывающихся друг на друга дуг и уменьшите ее радиус на 80. Обратите внимание, чтобы кнопка "Дельта" рядом с полярными координатами на координатном табло была нажата. Активизируйте инструмент "Указатель" и щелкните мышью на выбранной дуге (курсор в это время должен иметь вид значка "мерседес") перемещайте курсор, радиус выбранной дуги будет изменяться. Верните курсор на место (но не щелкайте мышью) и задайте с клавиатуры <R>, 80. <-> , <Enter>. После того, как Вы на клавиатуре нажали клавишу <-> радиус дуги уменьшился на 80, нажатие <Enter> зафиксировало получившуюся дугу.
9) Из центра верхней стороны прямоугольника проведите луч под углом 600 . Для этого, выбрав инструмент "Прямая/ломаная" и способ построения "Отрезок", укажите центр верхней стороны прямоугольника щелчком мыши, а затем задайте с клавиатуры <R>, 1000. <A> , 60, <Enter>.
10) Для того, чтобы задать наклонной перемычке окна толщину 50 мм, скопируйте только что нарисованный отрезок. Выберите его и, задав команду "Drag a Copy" ("Переместить копию"), укажите точку на отрезке, а затем введите смещение с клавиатуры <R>, 50. <A> , -30, <Enter>. Угол смещения получается из угла наклона отрезка 60-90=-30.
11) Вторую наклонную перемычку можно создать с помощью команды "Mirror a Copy" ("Зеркальное отражение копии"). Линия "зеркала" должна проходить через середину верхней стороны прямоугольника.
12) С помощью команд :"Split " ("Разделить"), "Click to Trim" ("Отсечь щелчком"), " Intersect" ("Пересечение") обрежьте ненужные куски и состыкуйте нужные. Заметим, что команда " Intersect" ("Пересечение") работает только с отрезками, для дуг она не применяется.
  Переход к оглавлению
  Выставлено 10.11.2004

Источник: http://www.a3d.ru/old/archicad/glava2_2.php